Предлагаю вашему вниманию литературно-документальное повествование, над которым я работал около десяти лет. Эта книга была издана небольшим тиражом два года назад. Книга «Гаврилова поляна» рассказывает о малоизвестном широкой общественности факте пребывания в заключении в 50-х годах прошлого века на территории Куйбышевской области одного из почитаемых Российских священников, архимандрита Псково-Печёрской лавры, старца – отца Иоанна (Крестьянкина), биография которого яркой строкой вписалась как в историю православной России, так и в историю Самарского края.
Чтобы помнить
Есть вещи, говорить о которых страшно. Поверить в которые невозможно. И хочется бежать, спрятаться, забыть. Забыть навеки и убедить себя, что этого не было. Потому что так будет легче дышать, жить и верить в справедливость. Но это было. Было. И чем дальше от тех событий бежишь, тем ближе они могут оказаться. Ничто так не порождает зло, как забвение зла. И если оно было, его надо выкорчёвывать. Искать и искать честный ответ на вопрос: как такое могло случиться? Откуда в мире, где нас учили милосердию и доброте, оказалось столько жестокости, почему, вырвавшись на волю, звериное начало безнаказанно душило в людях все светлые чувства и помыслы. Будто тысячелетия человеческой истории не научили нас, что мир, наполненный злом, обречён на гибель, будто те, кто пришёл к власти в 1917, не купили нас призывами к свободе, равенству и братству. Увы, мир несовершенен. И несовершенным его делает человек. Вернее, его грехи, жадность, зависть, злоба, ненависть. Но мир существует. И, возможно, только благодаря тому добру, наивному, беззащитному, которое и порождает веру в конечное торжество справедливости. А как иначе? Иначе где он, смысл жизни?
Живёт в городе Ставрополе на Волге удивительный человек – Сергей Павлович Чекунов. Педагог, поэт, художник. Обладающий отзывчивой, благородной, ранимой душой, он взялся за труд, который осилит не каждый. Несколько лет Сергей Павлович по крупицам собирал бесценные свидетельства – документы, письма, воспоминания – о подвижнике русской земли отце Иоанне (Иване Михайловиче Крестьянкине).
Господь послал отца Иоанна в этот мир, чтобы уравновесить, пригасить злое начало, поддержать веру в тех, кто захотел сохранить в себе человеческий облик. И по Его же воле Сергей Павлович Чекунов рассказал нам о крестном пути отца Иоанна, о боли и страдании десятков тысяч невинных душ, умиравших от непосильного труда, голода, издевательств и побоев за колючей проволокой советских лагерей. Страшно читать эту книгу, но её нужно прочитать. Чтобы знать и понимать, что такое не должно повториться. Никогда.
Жанр литературно-документального повествования, где чередуются эпизоды из жизни отца Иоанна, письма, воспоминания заключённых и рассказы об истории и красоте Жигулёвских гор, позволяет зримо, предельно остро воспринимать нелепость происходившего. Среди чудесной природы, на берегу былинной реки у села с поэтическим названием Гаврилова Поляна угнездился лагерь, с обречёнными на гибель людьми. И некоторые из них смогли выжить только потому, что рядом был отец Иоанн.
Повествование никого не оставит равнодушным. Но это не художественный триллер. Это рассказ о том, что было. И пусть каждый, кто прочитает его, утвердится в мысли о непреходящей ценности человеческой жизни, почувствует, как важно остаться человеком даже там, где это почти невозможно. И уже никогда не поверит, что во имя добра можно творить зло.
Александр Никифорович Завальный – главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации, сопредседатель Самарского отделения Союза краеведов России, член Союза литераторов России, лауреат Губернской премии, общественный деятель, историк.
Вступление
«…Времена не выбирают – в них живут и умирают…» Александр Кушнер (поэт)
Идея написания данного материала возникла не сразу и, правильнее было бы сказать, что она стала итогом неоднократных поездок, экскурсий, походов по территории Национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского заповедника, знакомства с природными и ландшафтными достопримечательностями этого края. Мне всегда было интересно историческое, овеянное легендами и преданиями, прошлое Самарской Луки и Жигулей, где названия многих горных вершин, оврагов и утёсов сохранили имена героев легенд, преданий, народных волнений. С древнейших времён река Волга была главной водной магистралью, соединяющей между собой крепости, города и селения.
В этих местах существовала и широкая сеть просёлочных дорог, которые проходили по днищам оврагов (долинам) Жигулёвских гор. По Ширяевскому оврагу, протяжённостью 35 километров, можно было проехать гужевым транспортом, пройти пешком в летнее время в сёла: Аскулы, Сосновый Солонец, Жигули и даже до города Сызрани. А по Крестьянскому долу проходила грунтовая дорога от села Ширяево до села Подгоры. До Самары летом добирались по Волге, зимой – через Волгу, по льду до села Царевщина, ныне посёлок Волжский. Через всю Самарскую Луку проходила большая дорога – тракт, соединяющая Самару через сёла: Рождествено, Новинки, Шелехметь, Аскулы, Валы, Жигули, Усолье с Симбирском. На ней были установлены почтовые станции. Эта дорога называлась «этапная», по ней при Екатерине гнали заключённых в Сибирь. Этапы были большие, шли пешком, а на обозах везли продукты и посадочные материалы – заключённых заставляли сажать берёзы вдоль дороги.
Частые посещения живительных родников Каменной чаши, неоднократные восхождения, на наивысшую открытую вершину Жигулей – Стрельную гору, осмотр озёр, расположенных на высоте более 300 метров и до сих пор хранящих тайну своего образования, подъём на гору Верблюд (Козьи рожки), в штольнях которой когда-то были каменоломни, всегда вызывали у меня особый интерес. А Молодецкий курган, Девья гора, Задельный овраг и множество других гор, утёсов и лощин, воспетых в песнях и сказаниях, связанных с пребыванием в Жигулях волжской вольницы под предводительством Степана Разина и Фёдора Шелудяка, воскрешали картины истории нашего края. Не менее богатым по своим достопримечательностям остаётся и село Ширяево (Богоявленное), в котором сохранился дом крестьянина Алексеева, где летом 1870 года проживал художник Илья Ефимович Репин, вместе с братом Василием и друзьями – художниками: Фёдором Александровичем Васильевым и Евгением Кирилловичем Макаровым, а также дом друга Сергея Есенина – поэта Александра Абрамова-Ширяевца. Незабываемы переходы по Ширяевскому и по Кочкарному оврагам до «колдовского» села Аскулы, с посещением Анурьевского родника и заброшенного посёлка Гудронный (Бахиловский битумный завод).
А прохождение по самой Гудронной дороге, а также по просеке, оставшейся на месте лесовозной узкоколейной железной дороги, вблизи села Бахилова Поляна, уже носили более исследовательский характер. Они стали поводом для сбора и анализа историко-краеведческого материала, с целью более подробного изучения родного края. Для этого также была совершена исследовательская экскурсия в село Гаврилова поляна – место, где около 20-ти лет располагался один из лагерей политзаключённых и военнопленных, дислоцированных в нашей области, входящий в систему Главного Управления Лагерей (ГУЛАГ).
Следует заметить, что Самарская Лука, даже в начале и середине 20-го столетия было ещё местом глухим, диким и малоизученным, что и явилось одной из причин размещения «вдали от глаз» такого рода лагерей и мест ссылки для неблагонадёжных и провинившихся перед властью личностей. Благо работы для них был непочатый край. Тут и строительство дорог, и добыча нефти, и выработка камня, и лесозаготовки. И побывав на месте, где всего около полувека тому назад стоял лагерь; с бараками, прачечной, столовой, вышками по его периметру; побеседовав со старожилами села, свидетелями и очевидцами событий последних лет существования этого лагеря – Родимовой Антониной Васильевной и Хлустиковым Виктором Ивановичем, посетив кладбище – братскую могилу вдоль дороги в село Подгоры, осмотрев всё, что ещё осталось в полуразрушенном состоянии и, представив то ужасающее существование заключённых, просто невозможно было об этом не рассказать. Рассказать для того, чтобы никогда не вернулось то мракобесие, та диктатура, та политическая машина власти, истребляющая людей. Рассказать ещё и потому, чтобы отдать долг памяти тем не лучшим событиям в истории нашей страны и всем прошедшим через этот ад, как живым, так и мёртвым.
Так был написан документально-исторический очерк «Гаврилова Поляна» – осколок «Архипелага ГУЛАГ», который информировал об одном из лагерей политзаключённых, расположенных в 50-х годах прошлого века, на территории Куйбышевской области. А продолжением этой работы стало историческое расследование «Тайны забытых дорог». В нём повествовалось о существовании, близ села Бахилова поляна, узкоколейной железной дороги, проложенной в позапрошлом веке, бывшим владельцем Самарской Луки – графом Орловым – Давыдовым. А также о Гудронной «немецкой» дороге, построенной военнопленными в конце 40-х, начале 50-х годов. Собирая материал к очерку о Гавриловой поляне, я узнал, что в этом селе, в ОЛП №1, с середины сентября 1953 года до середины февраля 1955 года, отбывал очередной этап своего заключения известный священник московского храма Рождества Христова в Измайлове, а в дальнейшем – архимандрит Псково-Печёрского монастыря – Иван Михайлович Крестьянкин (отец Иоанн). Но информации об этом периоде его жизни было очень мало. А мне показалось настолько важной и интересной судьба этого старца, что я просто не мог не рассказать более подробно об этом человеке, биография которого красной строкой вписалась в историю нашего края. Это желание и объединило все мои дневниковые записи и исторические исследования, и явилось главной определяющей причиной данного литературно-документального материала.
И, узнавая всё больше и больше информации об этом святом отце, я понял, что он, со временем, полностью завладел моим сердцем. Также важным для меня было и то, что я нашёл поддержку среди близких людей и друзей. Именно моя жена, Людмила, первая предложила мне основательно взяться за эту тему и изложить её в серьёзной работе, горячо веря в то, что у меня это получиться. Александр Никифорович Завальный – главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, сопредседатель Самарского отделения Союза краеведов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, который был знаком с первыми моими исследованиями, высказал своё мнение о продолжении работы над уже написанным материалом и о готовности оказать в этом свою помощь. А доцент кафедры «Русский язык и литература» Тольяттинского государственного университа и Поволжского православного института имени Алексия, Митрополита Московского, кандидат филологических наук Анашкина Наталия Васильевна поддержала меня не только советами и консультациями, но и справочными сведениями, связанными с биографическими данными об отце Иоанне и публикациями его работ.
«Положить печать на уста своя» – значит предать забвению муки, подвижнический труд и смерть многих миллионов узников, пострадавших Бога ради и нас, живущих на земле. Не забыть, а рассказать должны мы об этих страдальцах, это наш долг перед Богом и людьми. Прошлое не должно быть утеряно. На прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино часть жизненного пути отца Иоанна, я посчитал своим долгом. Начиная свою работу, я не представлял, сколько найду материала, и каким объёмом получится книга, но всегда знал, что она будет, прежде всего, документальной. Труден был поиск, но в результате появились эти воспоминания, письма и записки, хотя и несовершенные по своему изложению, но воссоздающие образ и жизнь отца Иоанна. Было бы неправильным сказать: «Я написал, я собрал». Многим и многим людям, знающим и любящим отца Иоанна, принадлежит всё написанное. А я лишь попытался, из этих воспоминаний воссоздать образ Ивана Крестьянкина, как одного из многочисленных подвижников Русской Православной Церкви.
Духовных детей у отца Иоанна было немало, и там, где поселял его Господь, появлялись они вокруг него, был ли это город, где он, работал бухгалтером, принял иерейство и служил в Храме или это был страшный лагерь «особого режима», куда его забросила ссылка, затерянный в бескрайних лесах Севера. Интеллигенция и рабочие, крестьяне и уголовники, политические заключённые – старые большевики и работники органов – все, соприкасаясь с ним, становились его духовными детьми, друзьями, верующими и шли за ним. И каждый, оставил в своей душе и сердце только светлые воспоминания об отце Иоанне. А сколько было таких подвижников, погибших за нас!
С целью сбора дополнительной информации, я ещё раз посетил село Гаврилова Поляна. Подробнее и обстоятельнее побеседовал не только со старожилами, но и с другими жителями: Корицкой Галиной Фёдоровной, Плужновой Алевтиной Порфирьевной, Гранитовой Раисой Захаровной, которые во многом дополнили мои сведения о том времени. В своих, рассказах они называли конкретных лиц и вспоминали события лагерной жизни, её уклад, занятия заключённых, что также нашло своё отражение в данном повествовании. Хорошо дополнили данный материал публикации и воспоминания научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (Тольятти), одного из создателей национального парка «Самарская Лука», краеведа, эколога и этнографа, кандидата биологических наук – Юрия Константиновича Рощевского.
Я ещё основательнее изучил окружающую село местность. Между первым посещением и последним прошло всего лет пять, но меня удивили изменения, произошедшие за это время. Было до фундамента разрушено огромное, в несколько этажей, кирпичное здание бывшей администрации лагеря. И не только разрушено, но даже почти не осталось самого материала, из которого оно было сложено. А сама территория огорожена щитами и перевязана лентами. Уже позже, в разговоре с жителями, я узнал причину всего этого и всю суть происходящего в данном месте. Но сейчас разговор не об этом. Бог рассудит, а время расставит всё по местам, оценив роль каждого по заслугам. А из всего того, что я узнал и увидел тогда, понял одно – надо продолжать работу. Конечно, восстановить доподлинно события 50-х годов прошлого века вызывало определённые затруднения, и поэтому, данный материал не претендует на стопроцентную достоверность. Некоторая информация может показаться кому-то спорной и противоречивой. Условно, это могло быть, а могло не быть, хотя всё-таки хочется верить, что так было. Я, как автор, оставил за собой право, изучив все документы по данной теме, додумать, домыслить, дофантазировать и связать отдельные известные факты общей нитью повествования в некую художественную форму и, думаю, это было оправдано.
Для того чтобы собрать сведения об отце Иоанне, пришлось обратиться к памяти его современников, к воспоминаниям людей, знавших его, а также внимательно изучить письма отца Иоанна друзьям и духовным детям. А, для удобства изложения воспоминаний, некоторые события были несколько сдвинуты во времени, изменены имена участников, а так же введены в повествование лица, бывшие необходимы для наиболее полного раскрытия образа отца Иоанна и которые, впрочем, могли бы на самом деле быть рядом. Так в данную работу были включены воспоминания Сергея Михайловича Голицина «Записки уцелевшего», которые касались событий, произошедших в данной местности, но несколько раньше описываемого времени. И, вообще, работая над материалом, я решил вести два повествования: рассказ о жизненном пути Ивана Михайловича Крестьянкина и рассказ об историческом прошлом нашего края, который проходил через всё повествование, параллельно основной теме, дополняя картины описываемых событий, соединив оба рассказа в том месте Самарской Луки, которое называется – Гаврилова Поляна.
При работе над данной книгой я был затруднён в определении её жанра. И долго не мог решить, как преподать весь собранный материал, в документальном, историческом, художественном повествовании. Я и не предполагал, начиная писать, что работать над этим материалом будет так сложно. Хотелось собрать всё, что можно, но и в тоже время не «размазать» данную тему – не отойти в сторону от того главного стержня повествования. Возможно, всё изложенное ниже, кому-то покажется неудачным, не совсем правильным. И я с этим спорить не буду. Да, мои мысли, информация, факты, события, выдержки из документов, не совсем гладко и плавно вписываются в контекст всего повествования. Они скорее похожи на крупные мазки кисти художника на холсте, обозначающие цвет или сочетание цветов и только лишь постепенно, где-то в подсознании возникает общая картина того времени и того места, которое по воле Божьей освятил своим пребыванием отец Иоанн.
Признаюсь, что всё время работы над этой темой – было радостным для меня. Я был счастлив, когда в свободное время мог предаться своему любимому занятию – читать, изучать, выписывать материал, искать необходимую информацию, анализировать, уходить мыслями в то время, в ту эпоху и, обобщая полученные факты, выстраивать данное повествование. Повествование о таком малоизвестном широкой общественности факте пребывания на территории нашего Самарского края одного из почитаемых Российских священников, архимандрита Псково-Печёрской лавры, старца – отца Иоанна (Крестьянкина). И, я думаю, это стало не только делом моей чести, но и провидением свыше, а порой, мне казалось, что сам отец Иоанн помогал мне в работе над книгой. С уважением, автор.
Слова из проповеди Иоанна Крестьянкина
21 декабря 1991
Дорогие мои, други наши! Вслушайтесь внимательно, дорогие мои, в слова святого пророка Божия Исаии, вслушайтесь и вдумайтесь в откровение этого Ветхозаветного Богослова. Не о нас ли, не о нашем ли времени говорит пророк Исаия, живший за 759 лет до Рождества Христова?
«Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… Сетует унылая земля; поникла, унылая вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей… Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски… Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается… и беззаконие её тяготеет на ней; она упадёт и уже не встанет».
Да эти слова – о нас! Это мы преступили Закон Божий! Это мы нарушили его завет! Это мы забыли Бога! И наша матушка-кормилица земля уже рожает одни терния и волчцы от злобы живущих на ней. И небо, когда-то дарящее людям светлый дождь жизни и плодоносную росу, сеет на наши головы химическую отравляющую влагу, и ветер войн обжигает мир своим смертоносный дыханием. И разгул зла, лукавства и вражды идёт по земле. И нет молитвы, чтобы залить этот пожар зла, нет духовной силы, чтобы предотвратить грядущую гибель…
Выдержки из «Духовной Аптеки» старца Иоанна (Крестьянкина)
О нашем времени и о России
Время, в которое привёл нам жить Господь, наимутнейшее, – смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди ещё боле сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, «Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог». У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. Миром правит Бог, только Бог и никто другой.
Теперь, при оскудении духовных руководителей и при расслаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет – это тяготы жизни – скорби и болезни. Ум людской – каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачество от душевных недугов – физические болезни. Так что молитесь, не отчаивайтесь…
…Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать. Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждёт то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет. Из истории России видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей Родины с внутренним состоянием народного духа. Поэтому необходимо понять, как грех привёл к катастрофе, так и покаяние способно привести к восстановлению России. События XX века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Дай, Господь, вам всем мужество очнуться, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится неугасимая лампада – Святая Русь, ибо без неё не выбраться из трясины. Россия! Будь такою, какою ты нужна Христу!
Далее — Гаврилова поляна — главы 1 и 2
Оставьте первый комментарий